Проблема лжестарчества на примере Владимира Головина

Когда обыватель слышит о Владимире Головине, то сразу многие говорят: “А, это тот, который молитвы по соглашению проводит!”. То есть, как и у всякой секты, у секты головинцев свой метод — это молитва по соглашению, когда его последователи и обманутые им люди читают в определенный час определенный акафист по определенной бытовой проблеме — купли-продажи, семейной неурядице, проблеме на работе, взаимоотношений и прочее. Как говорит реклама этой секты, если заплатить деньги, то эффективность от молитвы возрастает.

Принято считать, что первым, кто упомянул о молитве по соглашению, был протоиерей Константин Ровинский (1862-1942), бывший действительный статский советник, интеллигент, исповедник, духовный сын святого праведного Алексия Мечева, под началом которого он и стал священником. В том контексте, в котором Ровинский говорит о такой молитве — это общепризнанная трактовка молитвы двух, трех и более христиан, которые, имея общую нужду, соглашаются между собой помолиться о какой-либо проблеме. Ничего здесь такого сектантского нет. Про деньги уж тем более отец Константин тогда и помыслить не мог. В случае же практики, которую предлагает Владимир Головин, это бизнес, построенный на церковной молитве, на бедах людей. Подобного рода “сто и один способ” выкалачивания денег из людей практикуют все лжестарцы.

Деньги и власть — это первое, на чем спотыкается священнослужитель, начинающий лжестарчествовать. Власть и деньги. Власть лишает человека совести и разума, у него включаются низменные инстинкты, которыми лжестарец потом и живет. Он становится очень хитрым, постоянно ищет подвоха, предательства. Видно, что им владеет неспокойный дух. Это форма беснования. Враг рода человеческого такого своего служителя уже не отпустит, поэтому не надо напрасно считать, что если вот Владимира Головина сейчас посадить в этом зале и все ему рассказать, то он все поймет и принесет покаяние. Этого со лжестарцами не случалось никогда.

Да, есть священники, которые, будучи публичными людьми, часто ошибаются, их, что называется, “заносит”, но если они приносят покаяние, если они приносят, как говорят в миру, “свои извинения”, то могут продолжать свою деятельность в рамках Церкви и сохранять здравомыслие. Протоиерей Андрей Ткачев, например, позволяет себе много крайностей и хамства, но он приносил свои извинения и продолжал находиться в Церкви, продолжает проповедовать от имени Церкви, хотя в последнее время мы его извинений не видим, а оскорбительное поведение продолжается. Достаточно вспомнить его высказывания о пострадавших в “Крокус Сити” или Белгороде. Почему он также вызывает у нас, сектоведов, множество вопросов. Тем более, что вокруг него давно сформировался круг фанатичных почитателей, которые почти что обожествляют своего кумира, это видно по тысячам комментариев под его видеороликами.

Лжестарец так и начинается — формируется группа фанатичных почитателей какого-нибудь проповедника, которая потом начинает воспитывать его в обожании, и нормальный проповедник как таковой кончается, кончается там и христианство. Но начинается язычество и проповедник превращается в жреца того языческого культа, который сам же и создал.

Логика последователей лжестарцев максимально неспокойна. Она является почвой для формирования церковного раскола, среди них царит предельно агрессивное отношение к Церкви, священноначалию. Этим отличаются не только “приближенные к телу”, но и рядовые последователи. Сейчас, после извержения из священнического сана Владимира Головина, его последователи говорят следующее: «Отец Владимир Головин публичный человек и каждую неделю выкладывает свою проповедь, вопрощающему стоит послушать его хотя бы несколько проповедей и бесед и понять что никакой секты в молитве по соглашению нет и не может быть! а отлучен он был только потому, что Бог сказал «меня гнали и вас будут гнать!» Я сам лично участвовал в молитве по соглашению и получил с избытком абсолютно чудесным способом и не ради акафиста и его чудесных свойств, а просто Бог решил меня наградить незаслуженно по молитвам тех кто со мной участвовал, а моя грешная молитва ничего не стоит! а сектанские наклонности люди выдумавают абсолютно из всего что видят, даже элементарно из ритуала сжигания свечей или освящения куличией люди создают языческую секту и это все в православии! Отец Владимир абсолютно обычный православный человек и даже более православный чем те кто его осуждают и не ведают что заблуждаются» (стиль оригинала сохранен). Пишущий такие слова человек даже и не подозревает, по своей религиозной малограмотности, что он своими словами исповедует язычество, причем антихристианского толка. Здесь есть и культ магизма, и критика Церкви, и гуруизм лидера, он обнаруживает сам сектантский типаж почитания лжепроповедника.

Мы, когда рассуждаем о лжестарцах, по сути, занимаемся анализом типажа тех, кто распял Христа. Именно фарисеи самым наглядным образом иллюстрируют психологию очень религиозных лжестарцев. Во всех этих людях со временем происходит что-то такое, из-за чего они становятся идолами для других и врагами Христа, Который обличает их практически на каждой странице Евангелия.

Если бы люди читали Евангелие, то лжестарцев было бы меньше…

Культ, который создал Головин и большинство лжестарцев, это псевдоправославное язычество с магическим пониманием религиозной жизни. Духовное здравие отходит на второй план, если вообще не нивелируется. Между человеком и Богом появляется система отношений “я тебе, ты мне”, однако в таких отношениях Бог по Своему величию уже не присутствует, человек в таких отношениях общается уже с бесами и если получает что-то, то получает это от бесов. Происходит самое страшное — человек становится диаволопоклонником, но продолжает думать, что продолжает находится внутри Церкви. Конец таких практик часто очень печальный. Что уж говорить про самих вождей таких заблудших — про лжестарцев…

Что же делать, чтобы избежать такой страшной опасности — лжестарчества? Ну, во-первых, наша вера апостольская, а не старческая, без старцев христиане спасали свои души во все времена. Да, старцы — это большое утешение Божие, но оно редко встречается. Так же как мироточение, чудеса исцелений на источниках, явление мощей и другие милости Божии. Но уже тысячу лет авторитетные и святые подвижники говорят в нашей Церкви, что духоносные старцы в наши времена — большая редкость. Нужно спасаться не через послушание, что есть чисто монашеское делание, а через чтение Писания, книг Святых отцов, через жизнь в Предании Церкви, что осуществляется через совет с современными священниками. Именно совет — это когда священник советует, а человек может поступить как решит сам, ответственность вся на человеке. Когда человек требует от священника конкретного повеления, как ему поступать, то здесь уже нужно пристальное внимание обращать человеку на самого себя, а пастырю применять свое пастырское внимание и объяснить человеку губительность его душевного настроя на слепое повиновение. Православный христианин современности — это человек думающий, это человек с книгой, любимым его занятием должно быть чтение книг, иначе он рискует начать верить как язычник.

Лжестарцы рисуют свой образ Бога и создают свою языческую религию, лживость которой может распознать только образованный человек. Если миряне станут более образованными, лжестарцы отвалятся сами собой как явление. Но есть одно большое «но». В религиоведении существует такое понятие как “религиозная периферия” — это люди, которые крещены в Церкви, они ничего не имеют против Церкви, симпатизируют Ей, и время от времени приходят в наши храмы, участвуют в наших Таинствах. Таких всегда большинство. Они тянутся ко Христу, но не хотят работать Господу, работать над собой. Максимум, что они могут от себя добиться — это поездки к лжестарцам. Они не хотят менять своего сердца с помощью своего разума. И вот именно это большинство оттягивают на себя лжестарцы, потому что у них, лжестарцев, есть угодная для них языческая вера. В этом главная опасность лжестарцев. Мы живем в век, когда это явление стало массовым. Оно порождает страшное явление, которое называется “церковный раскол”. И надо нам крепко подумать, что с этим делать.

И еще один момент, который хотел бы сказать про Головина и город Болгар, где он продолжает осуществлять свою деятельность. Не хотелось бы получать потом тревожные новости о трагических выкрутасах сектантов из этого города. Ни в коем случае нельзя ослаблять контроля со стороны правоохранительных органов Татарстана за деятельностью Головина. Секта рано или поздно дает о себе знать с самой неприглядной стороны. У каждого лжестарца свое кладбище, как говорится.

Иерей Александр Кузьмин,
руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии
Антисекта