Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Так ли весел праздник Хэллоуин?

Очевидно, мы живем в эпоху постмодерна, которому, как известно, свойственны отказ от объективной реальности, отрицание универсальности истины, эклектика и несерьезное, ироническое, а то и жёстко саркастическое отношение к нормам, правилам, традициям. В этом ключе неудивительно желание молодежи броситься с головой в темный омут новых впечатлений, новых религиозных практик, которые воспринимаются не более чем игра, поиск новых «горизонтов восприятия», не желая признавать, что это может быть опасным.

Ежегодно уже много лет фактически повсеместно в России широко празднуется чуждый нашей культуре праздник Хэллоуин. Нередко даже в школах учителя английского языка вовлекают несовершеннолетних в эти квазирелигиозные мероприятия. Вырезанные из тыкв, а чаще просто пластиковые тыквоголовые фонари, улыбающиеся оскаленными ртами, костюмированные вечеринки ведьм и разной нечисти, казалось бы, что в этом плохого?

Хэллоуин – что это вообще за праздник?

Несмотря на фонетическое сходство, название не имеет отношения к английскому слову Hell (ад). По крайней мере, не имело изначально. Полное название праздника на английском языке – All Hallows’ Eve (Канун дня всех святых). Широкое распространение он получил, попав в США, где, как часто бывает, потерял изначальные религиозные смыслы и был коммерционализирован.

Древние кельты называли праздник Самайн (буквально «Конец лета»), в этот день праздновали окончание сбора урожая, завершение светлого и наступление темного периода. Друиды жгли костры, которые воспринимались как наделенные магической силой, способной защитить людей и скот. Считалось, что в ночь Самайна умирают нарушившие свои гейсы (табу). В ночь Самайна пытались задобрить мертвых, которые, как верили язычники, могли навредить живым. С приходом христианства в Ирландию, смысл праздника медленно смещался и уже к VIII веку в этот день совершались богослужебное прославление всех святых и поминовение усопших.

В XIX веке огромное число ирландцев было вынуждено покинуть родной остров и направиться в США. Там христианизированный кельтский праздник приобрел современные, откровенно антихристианские черты. Забыты и сельскохозяйственные смыслы, и тем более молитва об усопших, осталась игра в нечисть и веселое заигрывание с адом и смертью.

Святой Макарий Великий (IV в. «Духовные беседы») предупреждал: «Если бы сатана всегда принимал собственный образ, т.е. образ змия и дракона, или вид льва рыкающего, то никто бы не согласился бы ему повиноваться и не соблазнился бы им. Но он принимает на себя вид ангела света и служит всякому делу, угодному человеку, и таким образом прельщает его». Не все, что кажется нам светлым, добрым, интересным, веселым, является таковым, а уж игры с откровенным злом, без сомнения, не могут закончиться без последствий.

Сейчас мне не хотелось бы запугивать кого бы то ни было страшилками, по сюжету похожими на голливудские фильмы ужасов. Понимаю, бессмысленно. Верующий, воцерковлённый христианин и без этого не броситься в сатанинский хоровод. А вот для человека нецерковного, однако, еще не потерявшего способности хоть как-то серьезно думать о собственном психическом здоровье и ответственно относящемуся к собственному будущему, стоит иметь ввиду, что часто, увы, слишком часто, по сути квазирелигиозные мероприятия, подобные Хэллоуину, казалось бы, ни к чему не обязывающие, являются первым шагом на пути в деструктивную секту.

Сегодня ты шьешь с подружками обережные куклы, а завтра уже камлаешь с местным самозваным волхвом перед неумело вырезанным идолом Велеса. Сегодня ты участвуешь в мастер-классе по индийским танцам, а завтра уже целуешь ноги гуру, «Его божественной милости» с непроизносимым именем. Кто знает, может быть, сегодня ты, нарядившись упырем, идешь в паб, чтобы просто пить и хохотать, а завтра уже режешь кошку по викканскому обряду, ну а послезавтра сидишь в кабинете участкового психиатра.

В наше время тысячи сект ведут постоянную охоту за людьми. Чтобы поработить и поставить на служение греховным страстям и финансовым амбициям многочисленных гуру, учителей, волхвов и пасторов. И силки, расставленные вербовщиками, зачастую выглядят заманчиво, безопасно, ведь в том их и задача.

Господь Бог всех нас призывает к радости, и объявлять войну веселью, подобно брату Хорхе, главному антагонисту романа Умберто Эко «Имя розы», было бы безумием. Однако, стоит хоть изредка вспоминать слова апостола Павла о том, что не всё, что нам позволительно полезно, и ничто не должно обладать нами (см. 1 Кор.6:12).

А еще «бди, да не внидеши в напасть» (см. Мф. 26:41).

Иеромонах Герасим (Вертей), Самара
https://t.me/revvertey/2831